Неточные совпадения
Едва увидел он массу воды, как в голове его уже утвердилась
мысль, что у него будет свое
собственное море.
Этот милый Свияжский, держащий при себе
мысли только для общественного употребления и, очевидно, имеющий другие какие-то, тайные для Левина основы жизни и вместе с тем он с толпой, имя которой легион, руководящий общественным мнением чуждыми ему
мыслями; этот озлобленный помещик, совершенно правый в своих рассуждениях, вымученных жизнью, но неправый своим озлоблением к целому классу и самому лучшему классу России;
собственное недовольство своею деятельностью и смутная надежда найти поправку всему этому — всё это сливалось в чувство внутренней тревоги и ожидание близкого разрешения.
А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при
мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для
собственного счастия, потому, что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою…
Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и
мыслей не допускает бешеных порывов: душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей
собственной жизнью, — лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка.
Когда она говорила, у ней, казалось, все стремилось вослед за
мыслью: выраженье лица, выраженье разговора, движенье рук, самые складки платья как бы стремились в ту же сторону, и казалось, как бы она сама вот улетит вослед за
собственными ее словами.
Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие
мысли, когда в
собственной голове его только что зародились… такие же точно
мысли?
Думали, что
собственное признание преступника необходимо было для его полного обличения, —
мысль не только неосновательная, но даже и совершенно противная здравому юридическому смыслу: ибо, если отрицание подсудимого не приемлется в доказательство его невинности, то признание его и того менее должно быть доказательством его виновности.
Сегодня Безбедов даже вызвал чувство тревоги, угнетающее чувство. Через несколько минут Самгин догадался, что обдумывать Безбедова — дело унизительное. Оно ведет к
мыслям странным, совершенно недопустимым. Чувство
собственного достоинства решительно протестует против этих
мыслей.
«Человек имеет право думать как ему угодно, но право учить — требует оснований ясных для меня, поучаемого… На чем, кроме инстинкта собственности, можно возбудить чувство
собственного достоинства в пролетарии?..
Мыслить исторически можно только отправляясь от буржуазной
мысли, так как это она является родоначальницей социализма…»
Этот смех, вообще — неуместный, задевал в Самгине его чувство
собственного достоинства, возбуждал желание спорить с нею, даже резко спорить, но воле к сопротивлению мешали грустные
мысли...
И Райский развлекался от
мысли о Вере, с утра его манили в разные стороны летучие
мысли, свежесть утра, встречи в домашнем гнезде, новые лица, поле, газета, новая книга или глава из
собственного романа. Вечером только начинает все прожитое днем сжиматься в один узел, и у кого сознательно, и у кого бессознательно, подводится итог «злобе дня».
Там был записан старый эпизод, когда он только что расцветал, сближался с жизнью, любил и его любили. Он записал его когда-то под влиянием чувства, которым жил, не зная тогда еще, зачем, — может быть, с сентиментальной целью посвятить эти листки памяти своей тогдашней подруги или оставить для себя заметку и воспоминание в старости о молодой своей любви, а может быть, у него уже тогда бродила
мысль о романе, о котором он говорил Аянову, и мелькал сюжет для трогательной повести из
собственной жизни.
Право, она была красива сегодня, и в голове Половодова мелькнула
собственная счастливая
мысль: чего искать необходимую для дела женщину, когда она стоит перед ним?..
Nicolas несколько раз окольными путями, самым осторожным образом, пытался навести Привалова на
мысль, что цель оправдывает средства и что стоит только сразиться с противниками их же
собственным оружием — успех будет несомненный.
— Только я прошу вас об одном, — говорила Заплатина, — выдайте, mon ange, все за
собственное изобретение… Мне кажется, что ваши предубеждены против меня и могут не согласиться, если узнают, что я подала вам первую
мысль.
Положение Привалова с часу на час делалось все труднее. Он боялся сделаться пристрастным даже к доктору.
Собственное душевное настроение слишком было напряжено, так что к действительности начали примешиваться призраки фантазии, и расстроенное воображение рисовало одну картину за другой. Привалов даже избегал
мысли о том, что Зося могла не любить его совсем, а также и он ее. Для него ясно было только то, что он не нашел в своей семейной жизни своих самых задушевных идеалов.
Дойдя до этого момента в своей речи, Ипполит Кириллович, очевидно избравший строго исторический метод изложения, к которому очень любят прибегать все нервные ораторы, ищущие нарочно строго поставленных рамок, чтобы сдерживать
собственное нетерпеливое увлечение, — Ипполит Кириллович особенно распространился о «прежнем» и «бесспорном» и высказал на эту тему несколько в своем роде занимательных
мыслей.
Но после несчастного вечера
мысль, что честь его была замарана и не омыта по его
собственной вине, эта
мысль меня не покидала и мешала мне обходиться с ним по-прежнему; мне было совестно на него глядеть.
Излагая события, художественно группируя их, он говорил ими так, что
мысль, не сказанная им, но совершенно ясная — представлялась тем знакомее слушателю, что она казалась его
собственной мыслию.
Образ несчастного страдальца, задыхающегося от
собственной полноты
мыслей, которые теснятся в его голове, не находя выхода, не мог не нравиться нам тогда.
Как не понять такую простую
мысль, как, например, что «душа бессмертна, а что умирает одна личность», —
мысль, так успешно развитая берлинским Михелетом в его книге. Или еще более простую истину, что безусловный дух есть личность, сознающая себя через мир, а между тем имеющая и свое
собственное самопознание.
«Большая кузина», — и при этом названии я не могу без улыбки вспомнить, что она была прекрошечная ростом, — сообщила разом своей ставленнице все бродившее в ее
собственной душе: шиллеровские идеи и идеи Руссо, революционные
мысли, взятые у меня, и мечты влюбленной девушки, взятые у самой себя.
Сомнения! — разве совместима речь о сомнениях с
мыслью о вечно ликующих детях? Сомнения — ведь это отрава человеческого существования. Благодаря им человек впервые получает понятие о несправедливостях и тяготах жизни; с их вторжением он начинает сравнивать, анализировать не только свои
собственные действия, но и поступки других. И горе, глубокое, неизбывное горе западает в его душу; за горем следует ропот, а отсюда только один шаг до озлобления…
Я мог быть истерзан моей
собственной болезнью и болезнью близких, мог быть несчастен от очень тяжелых событий жизни и в то же время испытывать подъем и радость творческой
мысли.
Я всегда много читал, но чтение книг не есть главный источник моей
мысли, моей
собственной философии; главный источник — события жизни, духовный опыт.
Часто мне казалось, что все это, в сущности, только вскрывает и освещает
мысли и образы, которые давно уже толпились в глубине моего
собственного мозга.
У Галактиона кружилась голова от этих
мыслей, и он уже слышал шум своего
собственного парохода, его несла вперед живая дорога, и он даже закрывал глаза от душевной истомы.
Русские искали в западной
мысли прежде всего сил для изменения и преображения
собственной неприглядной действительности, искали прежде всего ухода из настоящего.
Но чужие
мысли полезны только для развития
собственных.
Память смертная, о которой есть христианская молитва, у него всегда была, он жил и
мыслил перед лицом смерти, не его
собственной, а других людей, всех умерших людей за всю историю.
Пока дядя Максим с холодным мужеством обсуждал эту жгучую
мысль, соображая и сопоставляя доводы за и против, перед его глазами стало мелькать новое существо, которому судьба судила явиться на свет уже инвалидом. Сначала он не обращал внимания на слепого ребенка, но потом странное сходство судьбы мальчика с его
собственною заинтересовало дядю Максима.
Но прежде всего попечение мое было, да познаете ваш
собственной, да умеете на оном изъяснять ваши
мысли словесно и письменно, чтобы изъяснение сие было в вас непринужденно и поту на лице не производило.
С другой стороны — навязывать автору свой
собственный образ
мыслей тоже не нужно, да и неудобно (разве при такой отваге, какую выказал критик «Атенея», г. Н. П. Некрасов, из Москвы): теперь уже для всякого читателя ясно, что Островский не обскурант, не проповедник плетки как основания семейной нравственности, не поборник гнусной морали, предписывающей терпение без конца и отречение от прав
собственной личности, — равно как и не слепой, ожесточенный пасквилянт, старающийся во что бы то ни стало выставить на позор грязные пятна русской жизни.
Но это не наводит его на
мысль, что надобно было бы хоть несколько приучить ее иметь
собственные суждения о вещах.
Ко всему этому надо себя приготовить, воспитать себя для этого, а именно: переломить свой характер, выбить из головы дурь, т. е.
собственные убеждения, смирить себя, т. е. отложить всякую
мысль о своих правах и о человеческом достоинстве.
У него даже мелькнула
мысль: «Нельзя ли что-нибудь сделать из этого человека чьим-нибудь хорошим влиянием?»
Собственное свое влияние он считал по некоторым причинам весьма негодным, — не из самоумаления, а по некоторому особому взгляду на вещи.
Ему и в
мысль не могло прийти, что всё это простосердечие и благородство, остроумие и высокое
собственное достоинство есть, может быть, только великолепная художественная выделка.
На заданные рифмы прошу вас докончить
мысль. Вы ее знаете так же хорошо, как и я, а ваши стихи будут лучше моих — и вечный переводчик
собственных именспокойнее будет думать о Ярославском именье…
И, стало быть, если, выпив лишнюю рюмку вина, я все-таки, несмотря на свои убеждения, еду к проституткам, то я совершаю тройную подлость: перед несчастной глупой женщиной, которую я подвергаю за свой поганый рубль самой унизительной форме рабства, перед человечеством, потому что, нанимая на час или на два публичную женщину для своей скверной похоти, я этим оправдываю и поддерживаю проституцию, и, наконец, это подлость перед своей
собственной совестью и
мыслью.
Я не скрывал от матери ничего мною слышанного, даже ни одной
собственной моей
мысли; разумеется, все ей рассказал, и она поспешила удалить от нас это вредное существо.
Отец уважал труды крестьян, с любовью говорил о них, и мне было очень приятно его слушать, а также высказывать мои
собственные чувства и детские
мысли.
В такие минуты, когда
мысль не обсуживает вперед каждого определения воли, а единственными пружинами жизни остаются плотские инстинкты, я понимаю, что ребенок, по неопытности, особенно склонный к такому состоянию, без малейшего колебания и страха, с улыбкой любопытства, раскладывает и раздувает огонь под
собственным домом, в котором спят его братья, отец, мать, которых он нежно любит.
Несколько красивых и моложавых лиц монахинь, стоявших назади церкви, и пение невидимых клирошанок на хорах возбудили в нем
мысль о женщине и о
собственной несчастной любви.
«Неужели Неведомов прав, — думал он, — что мы можем прочно любить только женщин безупречных?» Ко всему этому хаосу
мыслей и чувствований присоединилось еще представление своей
собственной жизни, в которой не было ни цели, ни дела никакого.
Но и тут следует устроить так, чтобы генерал ни на минуту не усумнился, что это
мысль его
собственная.
Люди закричали вокруг Ромашова преувеличенно громко, точно надрываясь от
собственного крика. Генерал уверенно и небрежно сидел на лошади, а она, с налившимися кровью добрыми глазами, красиво выгнув шею, сочно похрустывая железом мундштука во рту и роняя с морды легкую белую пену, шла частым, танцующим, гибким шагом. «У него виски седые, а усы черные, должно быть нафабренные», — мелькнула у Ромашова быстрая
мысль.
— Это что за человек? — спросил я хозяйку. Мавра Кузьмовна желала улыбаться, но губы ее только судорожно двигались и никак не складывались в улыбку; она постоянно заглядывала мне в глаза, как бы усиливаясь уловить мою
мысль, а своим
собственным глазам старалась придать выражение беспечности и даже наивной веселости.
Гнетомый этими
мыслями, Имярек ближе и ближе всматривался в свое личное прошлое и спрашивал себя: что такое «друг» и «дружба» (этот вопрос занимал его очень живо — и как элемент общежития, и в особенности потому, что он слишком близко был связан с его настоящим одиночеством)? Что такое представляет его
собственная, личная жизнь? в чем состояли идеалы, которыми он руководился в прошлом? и т. д.
Он редко обращает свою
мысль к голосу
собственного рассудка,
собственной совести, и, напротив, чутко и беспокойно присматривается и прислушивается к афоризмам, исходящим из солидных сфер.
Лидочка горячо любила отца и скоро подружилась с теткой. Когда пришла роковая весть, у обеих сердца застыли. Лидочка испугалась, убежала и спряталась в палисаднике. Прасковью Гавриловну придавила
мысль, что рушилось все, что защищало их и указывало на какой-нибудь просвет в будущем. Она с ужасом глядела на Лидочку. Ей представился, рядом с гробом покойного брата, ее
собственный гроб, а за этими двумя гробами зияла бездна одиночества и беспомощности, которые должны были поглотить Лидочку.